Разность вязкости масел при температурах выше 100грС отличаются весьма незначительно, а при 150 почти равны.
Общие потери на трения в ДВС около 10%, вклад масел менее 1 %, точно не скажу. Для высокооборотистых движков может как-то и проявляется. Полагаю, что данное (потери "масла") мнение возникло от спорта. Там каждая копеечка на счету.
Судя по прочитанному, почти все лаборатории едины во мнении - чем выше вязкость (в пределах разумного), тем ниже износ. Ну потеряю 200гр топлива на сотню, разве это потеря?

Да хоть литр, если это позволит существенно увеличить ресурс. Мы ведь пользуем не совсем свежие машинки или я ошибаюсь?
Проблема даже не в ремонте, а в его качестве. Думал хоть Nissan-ы нормально обслуживают... Все тоже самое, если не хуже. Выбор больше, а процент тот же.
Если с моторными маслами есть какая-то ясность, с ATF все сложнее. Эту тему я не довел. Слишком плотная завеса изготовителей. На все вопросы ответ один - рекомендации изготовителя. Даже специалисты, работающие в этой области, не слишком хорошо разбираются. Ходовые испытания слишком дороги и длительны. Пытался использовать в качестве стенда ГУР - не срослось. Разные требования.
ИМХО, масла 0W20, 0W40 сильнее изнашивают движки из-за высокого содержания ПАО (температурная присадка). Точно не скажу, поскольку этот класс мне был не интересен. Возможно, ПАО там и не пахнет, но тогда цена должна быть заоблачной.
Из-за "толстой" масляной пленки масел 10w-60 масло медленнее циркулирует в двигателе, отсюда охлаждение движка происходит неэффективно, пленка масла дольше задерживается в парах трения типа вкладыш\шейка и тп., в связи с чем возможны повышение температуры (локальной) в этих местах, а то и перегрев.
Основные потери тепловые. Рост КПД с лихвой компенсирует все прочее.
а холоде эти масла при заводке поступают медленнее в 2-3 раза к трущимся частям двигателя
Однако лучше удерживаются на поверхности. И опять же, 10W60 ни сколько не отличается по своим свойствам на "холоде" от 10W40.
ИМХО, нельзя рассматривать то или иное масло в отрыве от того, где его собираются пользовать. Сами же говорите, можно было обойтись и без капиталки. Вот я и обошелся. Можно сказать, угадал.
масло начинает полноценно работать через полчаса нормальной езды (около red line

.
Не масло, как таковое, а основные присадки "включаются" после 60-70грС. Холодный пуск - сухое трение. У эстеровых масел такого эффекта нет или он существенно меньше. Детали всегда в масле, которое полностью не стекает.
Высокозагущенные масла имеют в своем составе длинные цепочки молекул загустителя, которые со временем при нагрузках разрушаются
Почти все дешевые масла страдают этой болезнью. 60-ка сползет к 40, а куда сползет сороковка? Помню сливал CASTROL Magnatec 10W-40 после 4000 - бурая, болотная жижа. Не знаю, может налетел на подделку, но запомнилось хорошо.