Езда с пустым баком

Модераторы: Бармаглот, тах, Анатолий Васильев, Gamlet

Ответить
Egor 789
Майор
Сообщения: 220
Зарегистрирован: 27 сен 2011 19:01
Автомобиль: Nissan Maxima A33 2003 3.0
Откуда: Москва

Езда с пустым баком

Сообщение Egor 789 »

Приветствую всех. Давно хотел написать эту статью, или скорей свои мысли, по поводу одного интересного явления. Речь идет про разное поведение двигателя в зависимости от условий в бензобаке. В интернете есть огромное количество форумов посвященных этой теме на всевозможных моделях авто. Часто заголовок темы там называется, например, на пустом баке лучше тянет или после заправки 20 км. едет как пуля а потом….. и т.п. и т.д. на многих форумах, копая эту тему, люди выяснили, что дело не в уровне топлива, а в давлении топливных паров, если таковое отличается от атмосферного. Т.е. может быть вакуум (разрежение) или избыточное давление. Причем, многие гуру на этих сайтах считают, что машина может тупить только при вакууме, а при повышенном давлении в баке наоборот прет лучше. Тогда возникает вопрос: почему двигатель надрывается и детонирует чаще в жару? Когда из-за высокой температуры в баке преимущественно имеем избыточное давление? Я много задумывался на эту тему и думаю, что готов поделиться своими соображениями для дальнейшего развития этой темы на нашем форуме.
В первом приближении явление довольно странное: ну предположим зимой заправили полный бак, далее из-за сгорания топлива и относительно слабых испарениях бензиновых паров имеет небольшой вакуум в баке. Пусть, из-за грязной крышки бензобака, в бак не поступил свежий воздух. Ну и что? Лямбда зонды должны отреагировать на изменение кол-ва топлива впрыскиваемого за один такт и просто увеличивают время впрыска!? Или в жару имеем избыточное давление в баке и лямбда должны соответственно чуть уменьшить время впрыска!? Можно долго еще рассуждать на эту тему, например, что это не совсем так, поскольку на ХХ лямбды выставят смесь, а при резком открытии ДЗ вступят в роль таблицы, которые имеют определенную инерционность и т.д. и. т.п.
Я постараюсь в данной статье сделать акцент на другую причину (естественно в моей теории). Пришел я к такому заключению не сразу. Сначала я владел максимкой 2001 г.в. 3.0 АКПП, она довольно сильно реагировала на «атмосферу в баке» и влияние это я свел к минимуму за счет процедур которые описал в темах : viewtopic.php?f=9&t=25849
viewtopic.php?f=9&t=25693
Затем я пересел на почти новую максиму 2003 г.в. и в ней этот эффект (хоть и очень слабо) я также замечаю. Проявляется он как либо очень эластичный двигатель при атмосферном давлении в баке, либо я просто чувствую его (двигателя) работу при давлении отличном от атмосферного, при низких оборотах под нагрузкой. Естественно у меня возникло желание понять природу такого поведения и по возможности работу вентиляции топливного бака доработать до такого состояния, когда в нем всегда будет почти атмосферное давление. В мануале, к сожалению, схема работы вентиляции раскрыта не во всем объеме. Но покопавшись непосредственно в железе, можно нарисовать ее всю. Рис.1

На схеме видно, что в мануале не хватает участка с трехходовым клапаном, к тому же он обратный. Установлен он возле адсорбера. Принцип работы у него простой:
- если надо стравить излишек давления из адсорбера в атмосферу, он открывается по прямой и газы выходят через шланг в черную коробочку, а далее в атмосферу. Коробочка эта хорошо видна возле бака, когда машина на подъемнике.
- если надо запустить свежий воздух для продувки адсорбера при работе клапана EVAP, то этот трехходовой клапан пропускает через себя воздух с помощью штуцера «грибка» который также установлен возле адсорбера.
Недостающие в мануале элементы системы продувки бензобака хорошо видны на схеме в exist, если интересно могу позже указать на них. Соответственно данных, указывающих при каких перепадах давлений они срабатывают нет. В мануале есть только значения давлений, при которых должна работать крышка горловины на Рис.1 Надо сразу отметить, что значение от -6 до -3,5 кПа на впуск воздуха в бак очень маленькое значение, т.е. это 6 % от атмосферного! Выходит, что «правильная» крышка должна абсолютно легко продуваться легкими на «всас». Думаю, что далеко не каждая даже новая крышка выполнит эти жесткие показатели. Здесь сомнений нет и в исправной системе продувки бензобака, возникающий вакуум должен выравниваться с атмосферой именно за счет крышки. А вот избыточное давление в штатном режиме должно прокладывать свой путь через клапан на адсорбере (причем одноходовой он или нет установить не удалось), затем через адсорбер, далее (в зависимости от того работает или нет клапан evap) :
- либо через трехходовой и затем черную коробочку возле бака;
- либо через клапан evap в ВК.
Если во время работы двигателя в баке давление атмосферное или вакуум, думаю по замыслу конструкторов клапан evap продувает адсорбер, при этом свежий воздух должен поступать через грибок (на схеме надпись «ИЗ АТМ.»).
Выходит, что за время длительной эксплуатации клапан в крышке, в адсорбере, в трехходовом пропускают через себя очень приличные объемы не самого чистого воздуха, а ведь никаких фильтров там не предусмотрено. Вот по этому когда на своей прежней машине я прочищал всю эту систему, крышка бензобака не работала и трехходовой с грибком были все в песке.
Случаются вообще невероятные поломки, когда бак плющит из-за очень сильного разрежения, правда чтобы это произошло на максиме я не слышал. Думаю это возможно когда в нашей схеме наглухо будет не работать крышка и забит трехходовой, тогда клапан evap будет подсасывать пары бензина прям из бака.
Теперь, наконец, собственно моя теория, почему при вакууме или избыточном давлении происходит отклонение в режиме работы двигателя. Я обратил свое внимание на РДТ (регулятор давления топлива). На максиме, как и большинстве автомобилей поколения 90-х он вакуумный. Согласно мануалу РДТ должен держать давление топлива на ХХ при наличии вакуумного шланга (штатный режим на ХХ) в пределах 235 кПа (2.4 кг/см кв.) и при отсутствии вакуума (резкое открытие ДЗ) 294 кПа (3,0 кг/см кв.) . Теперь рассмотрим устройство типичного вакуумного РДТ. На РИС.2 :
- вид снизу показывает положение диафрагмы 4 и соответственно клапана 2 во время ХХ, в таком положении РДТ значительную часть топлива сбрасывает в обратку;
- вид сверху показывает положение диафрагмы и клапана в момент средних и больших нагрузок, РДТ перекрывает обратку.
Вообще считаю, что сам рисунок не совсем корректен. Вот по этой ссылке http://demio121.narod.ru/inj/indi.htm человек распилил регулятор и на фотографиях хорошо видно, что в регуляторе клапан 2 имеет значительно большую площадь относительно площади диафрагмы нежели на нашем РИС.2 , учтем это в дальнейшем. Теперь попробуем провести очень приближенный расчет работы РДТ, чтобы понять, как он работает в штатном режиме. На РИС.3 я нарисовал диафрагму, где большой круг это диаметр диафрагмы 4, а меньший – диаметр клапана 2. Посчитаем какой перепад силы в кг. должен испытывать шток чтобы переключаться в крайние положения (открыт-закрыт).
S1 – площадь диафрагмы со стороны вакуумной камеры;
R1 – радиус диафрагмы, примем например 2 см ;
S2 – площадь клапана со стороны обратки;
R2 – радиус клапана, примем например 1,5 см;
S1= 3.14х2х2 = 12,56 см кв.
S2 = S2 = 3.14х1,5х1,5 = 7,06 см кв.
На холостом ходу (ХХ) имеем:
В правую сторону на диафрагму (шток клапана) действуют силы:
F1 – сила вакуума из ВК (вакуум на ХХ 0,6 – 0,7 кгс/см кв. )
F2 – сила давления на клапан со стороны обратки (давление в баке, при атмосферном 1 кг/см кв.)
F3 – давление топлива на периферийную часть диафрагмы площадью S3=S1-S2 (давление топлива на ХХ 2,4 кг/см кв. )
F вправо = F1+F2+F3 = 0.7x12.56 + 1x7.06 + 2.4x(12.56-7.06)x0.3 = 19.8 кг.
0,3 – это коэффициент который я ввел, т.к. топливо оказывает давление на периферийную часть диафрагмы, и это воздействие на центральную часть очень незначительно.
В левую сторону на диафрагму (шток клапана) действуют сила возвратной пружины, F пр.
F рез.хх = F вправо – F пр. = 19,8 – F пр. (кг.)

Если произвести аналогичный расчет для режима под средней нагрузкой, изменяться F1=0.5 кгс/см кв. , F3= 3.0 кгс/см кв.
F вправо = F1+F2+F3 = 0.5x12.56 + 1x7.06 + 3x(12.56-7.06)x0.3 = 18,3 кг
F рез. нагр. = F вправо – F пр. = 18,3 – F пр. (кг.)
Таким образом можно прикинуть какая примерно сила заставит диафрагму отреагировать на разницу между ХХ и режимом средней нагрузки
F = F рез.хх – F рез.нагр. = 19,8 – F пр. – 18,3 + F пр. = 1,5 кг.
Отмечу, что это очень приблизительный расчет.
Теперь рассмотрим ситуацию когда имеется :
1. определенный вакуум в баке, и посчитаем при каком его значении РДТ не сработает при переходе двигателя с режима средних нагрузок на режим ХХ.
F2 = S2 х P P = F2 / S2 = 1.5 кг / 7 = 0,21 кг/см кв. Т.е. выходит, что уже при вакууме в баке 0,2 атмосферы РДТ не сработает! И при переходе двигателя из режима средних нагрузок в режим ХХ РДТ останется в закрытом положении и в топливной рампе сохраниться давление около 3-х очков. Далее лямбды видят это и на ХХ уменьшают время впрыска, чтобы сохранить стехиометрию смеси. Но при этом сдвигаются таблицы впрыска топлива. При следующем открытии ДЗ новые таблицы не доливают топливо, т.к. ЭБУ считает, что при выходе из холостых в рампе будет скачок в 0,5 атм. , которого не происходит. Да, конечно ЭБУ умеет подстраивать смесь не только на ХХ, но ему потребуется время. И когда мозги, наконец, привели бардак со смесью в более-менее порядок, бензин в баке кончается, мы открываем крышку бака для заправки, слышим наш любимый пшиииик и следующие 20 км. РДТ работает в штатном режиме и таблицы впрыска снова поехали. Какое-то время при средних и высоких нагрузках будет перелив смеси. Вот и получается плавающая эластичность двигателя в зависимости от: сколько залил топлива, сколько машина простояла, какая температура на улице и т.д. и т.п. Кстати, такое поведение давления топлива при обычной диагностике не обнаружить, т.к. при подключении манометра в рейку давление в баке выровняется с атмосферным.
2. избыточное давление в баке в 0,2 атм., также приведет к зависанию РДТ, но только в открытом положении. На ХХ как и положено будет 2,4 очка, а при выходе с ХХ давление до 3-х не поднимется и снова получим бедную смесь. Далее ситуация будет похожа как это было в п.1.
Теперь представим ситуацию, когда разность давления в баке и в атмосфере менее 0,2 атм. (например 0,1 атм.) РДТ будет переключаться, но с задержкой и можно получить симптомы когда ХХ нормальный и при открытии ДЗ более 30% также все в порядке, но при дросселировании до 30% машина тянет слабо. Таблицы впрыска настроены так, чтобы 2,4 очка были только возле холостых.
Все что я здесь написал лично моя теория, экспериментов с реальным повелением топлива в рампе я не проводил. Но промывка всей системы вентиляции бака, включая трехходовой клапан и восстановление клапана EVAP на моей старой машине дала ощутимый эффект (главное это позволило решить проблему с детонацией в жару). Полностью плавающее поведение двигателя я тогда не решил, но связываю я это с тем что я так и добился срабатывания клапана в крышке при разности давлений в 6 кПа. Как потеплеет на улице, я обязательно проверю (и по возможности настрою) вентиляцию бака на нынешней машине.
Вложения
Схема продувки ББ.jpg
Рис.2
Рис.2
Рис.3
Рис.3
Аватара пользователя
matsusonic
Подполковник
Сообщения: 343
Зарегистрирован: 11 май 2011 11:59
Автомобиль: Nissan Maxima А33, 2000г. 3.0, на ручке
Откуда: Екат - Пермь

Re: Езда с пустым баком

Сообщение matsusonic »

не осилил конечно, но чую, что следующим шагом экзекуции станет охлаждаемый топливный бак и магистраль. а то ведь почувствуете, что летом от нагрева и расширения плотность бензина упадет :) даешь топливный интеркулер :)
санек1982
Капитан
Сообщения: 183
Зарегистрирован: 06 авг 2012 16:17
Автомобиль: максимильян qx 2005 3.0 пулемет акпп
Откуда: Курск

Re: Езда с пустым баком

Сообщение санек1982 »

твою мать.....я ни хера непонял
Аватара пользователя
astronavt
Подполковник
Сообщения: 483
Зарегистрирован: 06 сен 2011 14:08
Автомобиль: nissan maxima qx32 1998,3.0,АКПП,Агонь!
Откуда: Ярославль

Re: Езда с пустым баком

Сообщение astronavt »

matsusonic писал(а):не осилил конечно, но чую, что следующим шагом экзекуции станет охлаждаемый топливный бак и магистраль. а то ведь почувствуете, что летом от нагрева и расширения плотность бензина упадет :) даешь топливный интеркулер :)
или на каждом светофоре крышку открывать-закрывать)
Аватара пользователя
rulik
Генерал-лейтенант
Сообщения: 2312
Зарегистрирован: 09 дек 2007 23:46
Автомобиль: А32, 1997, 3 литра, автомат (в багажнике)
Откуда: Берлин

Re: Езда с пустым баком

Сообщение rulik »

Я тоже задумывался об этом. С приоткрытой крышкой бензобака ездил. Ничего не менялось. Только бензом воняло от машины )))
Думается мне, что если уж регулятор дурит, то скачки давления в баке ему будут до лампады, и нужно ставить механический регулятор давления )))
Вкус — это способность оценить не пробуя...
Чем позже тормозишь - тем дольше остаешься быстрым...
Я настолько хорошо воспитан, что даже когда посылаю naher, всегда перезваниваю и спрашиваю, как добрался...
Alex_T87
Майор
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 03 май 2011 18:29
Автомобиль: Nissan Maxima A32 30J 3.0 AT 1998

Re: Езда с пустым баком

Сообщение Alex_T87 »

А для арабов без лямбд эта теория актуальна? Там ЭБУ наверное не будет реагировать на дуркующий РДТ. Или наоборот, дла араба проблема будет более острой, т.к. мотор будет работать на обогащенной/обедненной смеси, пока давление в баке не сравняется с атмосферным?
Egor 789
Майор
Сообщения: 220
Зарегистрирован: 27 сен 2011 19:01
Автомобиль: Nissan Maxima A33 2003 3.0
Откуда: Москва

Re: Езда с пустым баком

Сообщение Egor 789 »

Без лямбд будет хуже
Ответить